Нейросенсорная сенсоневральная тугоухость


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Гость


Гость
О. И. Крупенчук

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Рекомендовано

Комитетом по образованию

Санкт-Петербурга

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ЛИТЕРА

Санкт-Петербург 2003

УДК 376 К84

Рецензенты:

М.И.Никитина — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;

С.И.Титова — методист кабинета коррекции развития ребенка СПбГУПМ;

С.Б.Яковлев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена

Крупенчук О.И.

К84 Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 64 с: ил.

ISBN 5-94455-119-4

В книге приводятся стихи для закрепления звуков в речи ребенка, а также ряд языковых игр и упражнений для развития мелкой и артикуляционной моторики. Рекомендуется родителям и педагогам.

^ УДК 376

© Издательский Дом «Литера», 2003
ISBN 5-94455-119-4 © Крупенчук О. И., 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие родители!

Если у вашего ребёнка хорошая речь и он выговаривает все звуки, используйте это пособие для общего его развития. Различные упражнения, приводимые здесь, помогут развить интеллект ребёнка, улучшить координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.

Если же у вашего ребёнка нарушено произношение каких-либо звуков или он вообще плохо говорит, проконсультируйтесь с логопедом, прежде чем начинать учить стихи. Помните: то, что родители считают «детской речью», на самом деле может быть серьёзным речевым дефектом.

Звук в этом случае нужно сначала вызвать, а потом закреплять (автоматизировать). Поэтому когда ребёнку стоит начинать учить то или иное стихотворение, пусть лучше подскажет специалист. А движения, сочетаемые с речью, можно делать и самим.

Педагоги, работающие с дошкольниками (воспитатели, логопеды), найдут в пособии упражнения для занятий с группой детей и для индивидуальных занятий.

Стихи на звуки написаны так, чтобы их удобно было использовать в условиях коррекции звукопроизношения: после названия указываются те звуки, которые предполагается отрабатывать на материале этого стихотворения.

Иллюстрации, представленные в книге, дети могут раскрашивать цветными карандашами. Это укрепляет руку ребёнка, готовит её к письму.
Часть I ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ

^ 1. МАССАЖ ЛАДОНЕЙ





Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.

^ Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:


грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;

фурункулёз.


При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию:

щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.

^ Гладь мои ладошки, ёж

Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог (рис. 1):

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами (рис. 2):

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.



Мне дала синичка хрупкое яичко

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —

этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда (рис. 3).

И снесла яичко

Умница-синичка, —

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —

Так у птиц заведено.

С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу (рис. 4).




2^ . БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА

Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):

Я сожму своё кольцо —

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмёркой заверну.

Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.


^ 3. ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ




Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:

Я хватаюсь за верёвку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру

И играю поутру, —

хватаясь за узел на каждый ударный слог (рис. 6). Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.

Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.


^ 4. КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

^ Соединение одноимённых пальцев двух рук

Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.





МЫ КАТАЛИСЬ (указательные — рис. 7)

НА КАЧЕЛЯХ (средние - рис. 8),

НАС КРУЖИЛИ (безымянные — рис. 9)

КАРУСЕЛИ (мизинцы — рис. 10).

МЫ УСТАЛИ, МЫ УСТАЛИ (большие пальцы «обнимаются»).

ОХ(руки ложатся на колени)!





Другой вариант:

ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ (указательные — рис. 7)!

ТУК! ТУК! ТУК (средние - рис. 8)!

ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ (безымянные - рис. 9)!

Я НЕ ЖУК (мизинцы — рис. 10)!

ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд)?

ТОГДА — ПОКА (помахать рукой на прощание)!

НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем)!


^ Здравствуй пальчик, старший брат







По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

^ Варианты стихов:

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»


Шли мы как-то по дороге.

Видим: ходят чьи-то ноги.

Смотрим выше: кто же он?

Это серый толстый слон.


Ухнул филин на суку,

У него болит в боку.

А у зайца сердце в пятки,

В лес удрал он без оглядки.


^ 5. НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ

Данные упражнения:


снимают напряжение мышц шеи и плеч;

вызывают прилив крови к речевым органам;

являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.


Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз — рис. 15).

^ ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево — рис. 16):




ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам — рис. 17)

^ НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.

ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами — рис. 18):

ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —

^ НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) -

И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.




^ 6. НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:



перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.


РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней - рис. 19)

И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки), И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам — рис. 20).

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди — рис. 21),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 22),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис. 23).

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 24).

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд - рис. 25),




РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта — рис. 26),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам — рис. 27).

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу — рис. 29).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 30).




ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 31).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с отгягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).


^ 7. НА НОГАХ НОСКИ И ПЯТКИ ТОЖЕ ПРОСЯТ ФИЗЗАРЯДКИ

Упражнений для рук в наших занятиях и так достаточно. Для разнообразия и развития общей моторики предлагается следующий комплекс (его можно выполнять и сидя).

МЫ НОСКАМИ ПОСТУЧИМ (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на

каждый слог),

МЫ ПОСТАВИМ ПЯТКИ (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги), ВОТ МЫ ХОДИМ, КАК МЕДВЕДЬ (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу), СКАЧЕМ, КАК ЗАЙЧАТКИ (подскоки на носках на двух ногах). ВОТ КОЗЛЁНОК НА ЛУГУ (ноги врозь/скрестно), ВОТ МАШИНА ЕДЕТ (руки «рулят»), А ЗА НИМИ МЧИТСЯ ГУСЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (упражнение «Велосипедик»).




^ 8. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

^ Сказка «у бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

^ БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую

щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

^ ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).


ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

^ ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе;

упражнение делаем с голосом).

Повторение ритмов

Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. п., — стоит поупражнять его в повторении ритмов.

^ ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИТ -ЭХО ТОЧНО ПОВТОРИТ.

Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает).

. . ; . . .;...;. ...;... . ; . . . . ; .

9. ИГРЫ

Игры с карточками позволяют взрослым как проверить знания ребёнка, так и потренировать его на определённых заданиях. Разумеется, сначала нужно объяснить, что означает каждый рисунок, дать примеры правильных ответов.

Карточки лежат картинками вниз. Ребёнок выбирает любую, переворачивает её, и мы играем в ту игру, которую он «выбрал».




^ Образцы заданий к карточкам-символам


1. Предлоги (рис. 33)

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?

Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».

Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.


^ 2. Чего сколько? (рис. 34)

Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.

Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.

Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.


3. Скажи наоборот (рис. 35)

Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.





^ Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя какое-либо слово. Ребёнок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ... и т. п.

Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... и т. п.

Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... и т. п.

Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... и т. п.






4. Общие слова (рис. 36)

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...

2. Назови одним словом:


туфли, ботинки, сапоги — это...

молоток, пила, топор — это...

сосна, берёза, клён — это...





5. Кто что делает? (рис. 37)

Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.

Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).




Гость


Гость
^ 6. Цветные предложения (рис. 38)



К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.


7. Один — много (рис. 39)



В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.


^ 8. Большой — маленький (рис. 40)



Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадушка.

9. Слово на заданный звук (рис. 41)

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).






^ 10. Исправь ошибку (рис. 42)

Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.






^ 11. Третий лишний (рис. 43)

Назвать, чтб лишнее, и объяснить почему.

Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача — понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.). В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:

автобус — остановка — троллейбус;

сосна — ёлка — шишка;

ваза — роза — нарцисс;

карандаш — бумага — фломастер;

суп — тарелка — ложка;

мама — соседка — папа;

яблоко — яйцо — груша.







^ 12. Придумай словечко (рис. 44)




Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т. д.). Затем с этими словами можно придумывать предложения.


10. СТИХИ-НЕБЫЛИЦЫ

Стихи-небылицы заставляют сосредоточить внимание на содержании стихотворения, а не механически повторять, как это часто бывает; учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению.

Прочитайте ребёнку стишок-небылицу. Если ребёнок не удивляется, не даёт никаких объяснений, если стих его не забавляет, то спросите: «Бывает так?», «Как ты думаешь, смешно ли это?», «Почему?».

^ Овощи Фрукты

Слушай сказку, не скучай Чтоб побольше было силы,

Да ошибки примечай. Ира мёду попросила.

Любит овощи внучок: Угостила мама дочку

Грушу, яблоко, лучок, Ложкой кислого медочку,

И морковку, и лимон, — Сладкого лимона сверху положила.

С овощами дружит он. Разве эта мама вас не удивила?

^ Осень Весна

Две подружки ходят в сад. Дети гуляли,

Что-то делают не так: Стихи сочиняли:

Если дождик на дворе, «Листопад, листопад —

Зонтик прячут поскорей. Хлопья снежные летят».

Хитро смотрит старый пёс. «Прилетели птицы с юга,

У него в глазах вопрос: Значит, скоро будет вьюга»,—

«Листья плавают по лужам. Думал старый воробей.

На дворе, наверно, стужа?» Ну а ты его умней?


Зима

Санки вытащила Света —

На дворе, наверно, лето?

Или осень? Или снег?

Поскорее дай ответ.


Мы у мамы шубы просим —

Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

И грибочки собирать.


Я нарву букет ромашек

И венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки,

Наша зимушка-зима.


^ Дикие животные

Если спит медведь в берлоге — У зелёной у лисы

Значит, лето на пороге. Хвост невиданной красы.

Отвечай-ка, правда ль это? И в каком это лесу

Разве спят в берлоге летом? Отыскать лису-красу?

Нам Незнайка рассказал, Баба Маша сон видала,

Но, наверное, приврал: Утром детям рассказала:

«Долго гладил Саша волка, «Заяц съел большого волка,

Потому что волк в иголках». Доедает кость под ёлкой».

«Утром солнышко встаёт, Рыбка песенки поёт», — Рассказал один рыбак. А бывает разве так?

^ Домашние животные Профессии

Заболела наша кошка: Нам воспитатель готовит еду,

У неё чихает ножка. Повар нам сказки читает в саду,

Со стола возьми ириску, Доктор нам волосы быстро стрижёт,

Угости больную киску. А парикмахер лекарства даёт.

^ Перелётные птицы Одежда, обувь

На кормушке во дворе Надевал Антошка

Много птичек в январе: Варежки на ножки,

Стриж, снегирь и воробей, На руки сапожки,

Журавли и соловей. Шапочку на рожки.

Все неверно, все не так! Снова скажем, только как?


^ Зимние забавы

Снеговик боялся стуж Плачет Саша маленький:

И бежал под тёплый душ. «Ноги мёрзнут в валенках.

Очень париться любил — Дайте мне сандалики

Часто в баню он ходил. Или тапки стареньки».


^ Мебель Транспорт

На окне у нас висит Сяду я на самолёт —

Анина кроватка, У него мотор ревёт.

Под кроватью Аня спит Он помчится под землёй,

Очень-очень сладко. Покатает нас с тобой.

Инструменты Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Я лопатой подметаю, Выше дач, деревьев выше,

По гвоздям стучу пилой, И садится он на крыши.

Утюгом бельё стираю,

А копаю я метлой.


Огород

В огороде расцвели

Кактусы на грядках,

А в колючках соловей

Распевает сладко.


^ Незнайкины стихи

(на развитие фонематического слуха)

Эти стихи развивают умение слышать звуки, различать их. Взрослый читает, а ребёнок должен услышать ошибку и исправить её.

з-ж л-р

У Светланы и у Лизы Был закат и тих, и светел,

Есть и санки, есть и лызы. Но потом поднялся ветел.

ж-з рь-ль

Что стучишь так громко, дождик? Мама, мама, мне поверь:

Не забьёшь ты даже гвождик. Сам убрал свою постерь.

с-ш рь-ль

Лежали на улице свежие доски. Огибает речка

На них отдыхали ленивые коски. Рощу, как коречко.

с-ш ль-рь

Миша и Маша лежали в коляске. Встал Илья на тонкий лёд

Были они, безусловно, двойняски. И хотел пойти впелёд.

ш-с ч-ть

Двое маленьких мышат Не за рыбой охотится чайка,

Тоже ходят в детский шад. А за булкой — ну что за ленчайка!

р-л

Грустят на пригорке

Две стройные ёрки.

ЧАСТЬ II

^ БУДУ Я СТИХИ УЧИТЬ - СТАНУ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ


Чистоговорки, скороговорки и стихи, приводимые здесь, нужны для автоматизации (т.е. для закрепления звуков, чтобы ребёнок произносил их механически, не задумываясь каждый раз над тем, куда и как он ставит язык) и дифференциации (различения — часто дети путают звуки с-ш, з-ж, ш-ж, с-з, р-л, рь-ль, x-ть, o-сь, ц-с и др.).


ЧИСТОГОВОРКИ

[л] [р’]

Ла-ла-ла — девочка спала. Ря-ря-ря — синие моря.

Ло-ло-ло — у сосны дупло. Рю-рю-рю – я обед варю.

Лу-лу-лу — дайте мне пилу. Ри-ри-ри - светят фонари.

Лы-лы-лы — чистые полы. Ре-ре-ре - дети на горе.

Ал-ал-ал — я иду в подвал. Apь -арь-арь — я хочу букварь.

Ол-ол-ол — у осины ствол. Opь-орь-орь — у Никиты корь.

Ул-ул-ул — вот высокий стул. Epi -ердоерь — постучите в дверь.

Ил-ил-ил — дед на свете жил. Урь-урь-урь — не боимся бурь.

[л’] [o]

Ля-ля-ля — вот моя земля. Ша-ша-ша - Лена хороша.

Лё-лё-лё — ты скажи «алё». Шо-шо-шo- летом хорошо.

Ле-ле-ле — тина на весле. Шу-шу-шу – я к тебе пишу.

Лю-лю-лю — стены побелю. Ши-ши-ши - это малыши.

Ли-ли-ли — мы козу пасли. Ше-ше-ше - ты мне по душе.

Аш-аш-аш - вот и домик наш.

[р] Ош-ош-ош - потеряли нож.

Уш-уш-уш - вот холодный душ.

Ра-ра-ра -снежная гора. Иш-иш-иш — почему молчишь?

Ро-ро-ро - новое перо. Еш-еш-еш- яблоки поешь.

Ру-ру-ру - ягод соберу.

Ры-ры-ры— вьются комары.

Ар-ар-ар -тут живёт комар. [ж]

Ор-ор-ор —нa стене узор. Жа-жа-яа — ходят два ежа.

Ур-ур-ур — не гоняйте кур. Жо-жо-жо — выйду на лужок.

Ир-ир-ир — не война, а мир. Жу-жу-жу –ленту повяжу.

Жи-жи-жи — у меня ножи.

[ч'] [с’]

Ча-ча-ча — локон у плеча. Ся-ся-ся — вот морковка вся.

Чо-чо-чо — левое плечо. Си-си-си — в тине караси.

Чу-чу-чу — сока я хочу. Се-се-се — волк идёт к лисе.

Чи-чи-чи — новые ключи. Сё-сё-сё — вот и лето всё.

Че-че-че — лямка на плече. Ась-ась-ась — вот уплыл карась.

Ач-ач-ач — у Никиты мяч. Ось-ось-ось — у болота лось.

Оч-оч-оч — вот у мамы дочь. Усь-усь-усь — я играть учусь.

Уч-уч-уч — виден яркий луч. Ись-ись-ись — ты играть учись.

Еч-еч-еч — вот огромный меч.

[щ’]

За-за-за — белая коза. [з]

Ща-ща-ща — я поймал леща. Зо-зо-зо — вот идёт бизон.

Щё-щё-щё — проиграй ещё. Зу-зу-зу — мы ведём козу.

Щу-щу-щу — я тебя ищу. Зы-зы-зы — молоко козы.

Щи-щи-щи — ты меня ищи.

Ще-ще-ще — дырка на плаще. [з’]

Ащ-ащ-ащ — я надену плащ.

Ощ-ощ-ощ — на болоте хвощ. Зя-зя-зя — нам болеть нельзя.

Ещ-ещ-ещ — подплывает лещ. Зе-зе-зе — дам попить козе.

Ущ-ущ-ущ — вот зелёный плющ. Зи-зи-зи — кубики вези.

[с] [ц]

Са-са-са — хитрая лиса. Ца-ца-ца — белая овца.

Со-со-со — катим колесо. Цо-цо-цо — милое лицо.

Су-су-су — я коня пасу. Цы-цы-цы — ели огурцы.

Сы-сы-сы — длинные усы. Це-це-це — брови на лице.

Ас-ас-ас — мы купили квас. Ец-ец-ец — вот поёт певец.

Ос-ос-ос — любопытный нос. Ац-ац-ац — вот какой матрац.

Ус-ус-ус — у Лены много бус. Иц-иц-иц — мы покормим птиц.

Ис-ис-ис — я играл на бис.


СКОРОГОВОРКИ

^ 1. На дифференциацию шипящих звуков

(свистящие исключены)

Кот Пушок пошёл на лужок. У мышей — мышата, у ежей — ежата.

Вышла на площадь рыжая лошадь. Положи в мешок ржаной пирожок.

Рыжая Клуша лежит в луже. Выше — ниже, дальше — ближе.

^ 2. На дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Саня — шахтёр, Миша — шофёр. В шкафу лежат вещи ваши, в буфете стоят

Серый зайка спит на лужайке. чашки наши.

Можно и подождать, лишь бы не опоздать. Лисица-сестрица сочинять мастерица.

Ветер-суховей шевелит шалфей и щавель. В роще — скворцы, в парнике — огурцы.

В озере жили щуки, ерши, жуки и лещи. Овцы — в овчарне, собаки — на псарне.

Сварили из кизила кисло-сладкий кисель. Сашу послали в «Пассаж», чтобы купила сутаж.

Снег сошёл — за зимой ушёл. Серый сурок нашёл шнурок.

Мы ели салат на опушке лесной. У собаки на шее кожаный ремешок.

Стоял наш шалаш под высокой сосной. Зеленая жаба жевала жука, а птичка клева ла с сучка

Смешной шут пришёл в суд. паучка.

^ 3. На дифференциацию сонорных согласных

Юра рад — дела пошли на лад. Белые горы и серые скалы

Собери крошки в большие плошки. Солнце окрасило в цвет ярко-алый.

Блестит ручей от солнечных лучей. Юра и Юля в зелёном лесу

Белый голубь провалился в прорубь. Встретили днём барсука и лису.

Горы и скалы бурыми стали.

Шустрые рыбки прячут улыбки. Понуро ворона сидела на ветке,

Клюв клеста, как полкреста. Грустя о пропаже сороки-соседки.

На болоте — клюква, в огороде — брюква. Мармелад и с кремом торт –

Юре - лес валить, Юле - плов варить. Очень сладкий натюрморт.

Лара стол гостям накрыла, белу скатерть постелила. Кран протёкший очень хочет

Много риса ест Лариса. Подкрутить водопроводчик.

^ СТИХИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

1. Стихи для автоматизации и дифференциации звуков [л], [л']

(звуки [р], fp'J исключены)

Фиалка ([л]) Дятел ([л])

В гладиолусах фиалка Дятел выдолбил дупло.

Незаметно зацвела. Было дятлу в нём тепло.

«Мне фиалку очень жалко», — Жил он вместе с папой

Тихо молвила пчела. Под еловой лапой.

Долго бил еловый ствол, Сделал стены, сделал пол,

Лампочку повесил,

Волк ([л]) Окна занавесил.

Белый волк на свете жил, И соседок звал на бал

Часто лапы с мылом мыл, И со всеми танцевал.

Чистоплотный очень был, Белок угощал он

И без мыла долго выл. Шишками и салом.

^ Тополиный пух ([л']) Хозяюшки ([л'])

Слетает с тополя метель, Лиля, Валя, две Галины

Белеют клён, ольха и ель. Ели ягоды малины.

На липких листьях наших лип Киселём из слив запили,

Пушок от тополя налип. И пельменей положили.


^ Про кошек ([л], [л'])

Молоко лакали кошки

Из большой зелёной плошки.

Без тарелки и без ложки —

Языком лакали кошки.

Плошка хоть и велика,

Только мало молока.

Смотрят кошки в облака —

Вот бы столько молока!






^ Цапля ([л], [л']) Голубь Пикассо ([л], [л'])

Жили лягушки в болоте зелёном, Гуля, гуля, голубок!

Цапля на них загляделась влюблённо: Был у гули белый бок,

«Квакайте, милые, пойте, галдите Да ещё белым-бела

И лягушаток побольше плодите». Голова его была.

Головою он кивал,

Клён ([л], [л']) Всё подсолнухи клевал.

Я влез на клён для славных дел: По лугам летал, летал,

Я с клёна спрыгнуть захотел. В луже пил и в поле спал.

Но клён понять меня не смог, Как-то к людям залетел:

И я упал на левый бок. Булки с хлебом захотел.

Тут художник подглядел,

^ Малютка Алла ([л], [л']) Вмиг его запечатлел

Весь июль малютка Алла И цветочек в клювик дал —

На полу волчок пускала. Гуля на плакат попал.

Только Алле было мало — Нынче голубь знаменит —

И волчок она кусала, Это он с листа глядит.

И лизала, и купала,

Лентой алой повязала. ^ Слон и белка ([л], [л’])

«Будешь куклою», — сказала. Был весёлый толстый слон

И волчок не ел, не спал, В белку юную влюблён.

Только Аллу занимал, Белка с ёлки соскочила

Веселился и скакал — И скакать слона учила.

Словом, вовсе не скучал. Слон пытался, да не смог,

Лоб ушиб и толстый бок.

^ Мишутка ([л], [л']) Дал шалунье он в ответ

Был мишутка косолап, Белых ландышей букет.

Шёл по лесу неуклюже,

И под весом толстых лап Лесной бал ([л], [л'])

Лёд кололся в мелких лужах. Плакала белка — она на балу

Что-то стало холодать, Лапки испачкала в жёлтом мелу.

Пчёлы спят и листьев нету, Милую белочку лось пожалел:

Надо лапу пососать Лапки погладил — и мел облетел.

Под валежником до лета. Белка атласное платье надела

С длинным подолом и поясом белым.

^ Колобок ([л], [л’]) Ах, как волшебно она танцевала —

На поляне колобок С ёлки на ёлку пушинкой летала.

Нитки сматывал в клубок. Лапы еловые белку качали,

Ниток белых, жёлтых, алых Песню весёлую дятлы стучали,

Намотал клубков немало Клювами дупла долбя по стволам.

И пошёл домой устало, Милое дело — летать по балам.

И залез под одеяло.

Отлежал себе бока! ^ Одеяло ([л], [л'])

Ох, и жалко колобка! Почему-то одеяло

На полу у нас лежало.

Мила ([л], [л']) Алла даже не видала,

Мила яблоко слепила, Как оно туда попало:

Куклу Мила угостила. То лепила, то вязала,

Кукла яблок не любила, То на улице гуляла.

Кукла Милы любит сливы. Одеяло заскучало

И с постели убежало.


^ Грибное ([л], [л']) Может, мишка поседел?

В лес пойдём грибы искать, «Нет, - смеются все соседи,

Но не будем собирать Это ж белые медведи!

Мухоморы и поганки, Белый сын и белый папа

А поищем на полянке, От макушки и до лапок».

Где попрятались волнушки, А луна на мишек белых

Где капризные горькушки, Ночь полярную смотрела.

Где под ёлкою стоит Ночь тянулась без предела,

Крепкий, толстый боровик. Вот луна и побледнела.

^ Гуля ([л], [л']) "Туча-корова ([л], [л'])

Шла голубка сквозь лесок, Вот был однажды случаи:

Увидала бел песок Куда-то далеко

И оставила следы Плыла по небу туча

От песочка до воды. И стая облаков.

Гуля лапки в луже мыла Но туча плыть устала,

Без мочалки и без мыла. На землю прилегла -

Молча голову склонила, и вдруг коровой стала

В колокольчик позвонила. и выросли рога.

Звон лилового цветка и в память этой тучи

Слышен был издалека. и белых облаков

В гости к гуле на песок Корова стала тучной

Сел залётный голубок. И белым – молоко.

^ Колобок и пенёк ([л], [л']) Вол и волк ([л])

Вол тянул тяжелый плуг,

Колобок упал с пенька. Распахал огромный луг.

Жаль беднягу Колобка: Сеял свёклe, сеял лук _

Долго лез он на пенек - Этот вол не так уж глуп

Колобку ведь невдомек, Волк дружил с таким волом.

Что без лапок и без ног Через чащу напролом

Не залезешь на пенек. В гости волк к волу ходил,

Он крутился и пыхтел: Волка вол халвой кормил.

Очень уж залезть хотел.

Наконец, залез и был

Он так счастлив, что забыл Лоси ([л])

Удержаться наверху Лось гулял с лосёнком,

И скатился по пеньку. Заплутал в сосёнках

Левый бок себе отбил, И спросил енота:

Будто кто его побил. «Как уйти с болота?»

Пятый раз упал с пенька! А енот не знает —

Жаль глупышку Колобка... Головой качает.

Посмотрел под ёлку —

Там одни иголки.

^ Белые медведи ([л], [л']) А среди иголок

Медвежонок очень бел, Сладко спал ежонок.

Словно белый-белый мел. Лось ежонка просит.

Может, мишка заболел Тот в беде не бросит:

Или просто побледнел? Доведёт сохатых

Долго он на льду сидел. До лосиной хаты.


^ Тепло ([л])

На дворе белым-бело,

В доме спряталось тепло.

Отогрелося оно

И весною к нам пришло.


Николка ([л])

Сидел Николка

В жёлтой футболке.

Для белой лайки

Играл на балалайке.



Гость


Гость
^ 2. Стихи для автоматизации и дифференциации звуков [р], [р'] (звуки [л], [л'] исключены)

Тучи ([р]) Грибник ([р], [р'])

Тучи ходят хмурые, Бродит старый дед-грибник,

С краю серо-бурые, В роще он бродить привык,

Ветер дует, гром грохочет, Собирая все горькушки,

Значит, скоро дождь промочит. Сыроежки и серушки.

^ Два Петра ([р]) Дрофа и бобры ([р], [р'])

У Петрушки — две ватрушки, Бредёт продрогшая дрофа

А в другой руке — игрушки. И видит: рубит бобр дрова.

А у старого Петра «Зачем дрова тебе, бобёр?»

В огороде два ведра. «Дровами кормим мы костёр».

^ Рисунок ([р']) Оркестранты ([р], [р'])

Сотрём мы резинкой рисунок кривой, Скрипку пробует скрипач,

Берёзку прямой нарисуем с тобой. На трубе трубит трубач,

Пусть три пастуха перекусят под ней, Барабанщик барабанит —

А рядом рисуем мы тридцать коней. Он в трубу трубить не станет.

Рита и Боря ([р'])

Боря у Риты сидит на ковре,

Шарик сиреневый дарит сестре.

Рита Бориске подарит в ответ

Очень секретный какой-то секрет.






^ 3. Стихи для дифференциации звуков [р], [р'], [л], [л']

Ветер ([р], [л]) Свиристели ([р], [р'], [л], [л'])

Кажется, это случилось вчера: К нам на прошлой на неделе

С вечера дождик прошёл до утра. Прилетели свиристели.

Ветер промок, рассердился, задул, Как они засвиристели —

Тучи прогнал и спокойно заснул. Все рябины облетели.

^ Кроток ([р], [л]) Сорокина брошка ([р], [р'], [л], [л'])

Чёрный кротик вырыл норку, Старый ворон, чёрный Прошка,

Проглотил от булки корку, Подарил сороке брошку.

Положил зерно в кладовку, Бриллиантом брошь сверкала,

С огорода взял морковку. А сорока стрекотала.

^ Бурундук ([р], [л]) Карл и Клара ([р], [р'], [л], [л'])

Полосатый бурундук Клара играла на белом рояле,

Разгрызал орех фундук. Карлу отправили чёрный рояль.

В норке у бурундука У Клары цветы на рояли стояли,

Килограммы фундука. У Карла лежала огромная шаль.

^ Гитары ([р], [л], [л']) Фигуры ([р], [р'] [л], [л'])

Поиграйте на гитарах Растянули круг, и стал

В одиночку или в парах, Он похожим на овал.

И шестерка струн гитарных Треугольник загрустил:

Пропоёт вам благодарно. «Кто б мне угол подарил?»

Улыбается квадрат:

^ Ротвейлер и лайка ([р], [л], [л']) Он всегда всему был рад.

Чёрная спинка и рыжий живот, «Это я, прямоугольник,

Сторож-ротвейлер у дома живёт. Ваш слуга и ваш поклонник!»

Лайка-красотка с ротвейлером дружит — Кто его ещё не знает?

Голову бедному кружит и кружит. Это ромбик убегает.

^ Воробей ([р], [р'], [л]) Ласточка и стриж ([р], [р']) [л], [л'])

Он не вор и не злодей — Как-то быстрый юный стриж

Серогрудый воробей. Ласточку засватал,

Просто думает быстрей Пригласил её в Париж

Тугодумов-голубей. Он к родному брату.

Вот во Францию летят,

^ Йогурт ([р], [р'], [л], [л']) ВТ уже в Париже,

Йогурт клубничный — Вот стрижа встречает брат,

Сладкий, отличный — Подлетает ближе.

Купит Иришка Чёрный фрак на нём влитой,

Роме-братишке. Щебет по-французски,

Дарит розы молодой

^ Слониха ([р], [р'], [л], [л']) Он невесте русской.

Купил слонихе платье слон Над пространствами парит

И выбрал розовое он. Что за стриж — не наш ли?

Была слониха в нём легка, Песня ласточки звучит

Как луч зари на облаках. С Эйфелевой башни.


^ Старик-грибник ([p], [p'], [л])

Раз бродил грибник с корзинкой,

Заблудился в трёх осинках.

И тропинку потерял,

И внучка на помощь звал.





^ Рита и дождь ([р], [р'1, [л], [л'])

Барабанил мелкий дождь —

Пробирала Риту дрожь.

Рита долго не дрожала:

Быстро-быстро побежала.

И прогнала Рита дрожь,

И не страшен больше дождь.





^ Рыбак и морж ([р], [р'], [л], [л'])

Рыбак над прорубью продрог. А то моржонок в сеть попал —

По льду пришёл он без дорог, Не может выбраться — беда!»

И топором он лёд рубил Отдал моржу свой нож рыбак,

И до воды его пробил. И морж нырнул с ножом в зубах,

Потом он леску размотал, Моржонка он освободил,

Приманку бросил, долго ждал, А в благодарность подарил

Пока крючок заглотит ёрш, Он рыбаку сачок такой,

Но вдруг на льдину вылез морж. Что ловит рыбу сам собой.

«Рыбак, рыбак, — промолвил морж, — С тех пор не видел рыбака

Не одолжишь ли мне свой нож? Никто без этого сачка.




^ Весна ([р], [р'], [л], [л'])

Ласковый солнечный лучик Ярко в ручье отразился,

Стылую землю согрел. К дятлу в дупло заглянул.

Выглянул маленький ключик, Дятел стучал, не заметил,

Ожил, оттаял, запел. Как наступила весна,

Ключик хрустальный полился Как этот лучик был светел,

Всё веселей, веселей, Как заблестела сосна.

Не замолкая, струился Словно от белой метели

И превратился в ручей. Дятел увидел следы —

В облаке лучик умылся, Ландыша капли смотрелись

С лапок еловых скользнул, В лужицу талой воды.





^ Четыре рака ([р], [р'], [л], [л']) Три бобра ([р], [р'], [л], [л'])

Собрались четыре рака. Замерзали три бобра:

Значит, скоро будет драка, Дом топить давно пора.

Потому что каждый рак — Только братцам было лень

Царь и бог среди коряг. Вылезать в холодный день.

Чёрных, серых, красных рыбок Дрожь пробрала трёх бобров.

Рак за жабры схватит живо. Кто бобрам принёс бы дров?

Все враги, проникнув в пруд, Кто бы дров им нарубил?

Быстро смерть свою найдут. Кто бы печку растопил?

Но вот родственника-рака Пожалел их старый бобр —

Усмиряет лишь атака, Был он сед и очень добр.

И, с клешнёй наперевес, Вынул он из брюк ремень

Рак на рака драться лез. И прогнал боброву лень.

Хорошо ли, братцы раки, Побежали три бобра,

Жить от драки и до драки? Принесли домой дрова.

Может, лучше вам дружить, Как дровишки разгорелись,

Раку с раком в мире жить? Сразу все бобры согрелись.

Кот ([р], [рЧ, [л], [л'])

После ливня кот гулял Лужи хмурились в ответ,

Мокрый, юный и лохматый. Но ему и дела мало,

Кот природу изучал, И, расплёскивая свет,

Лица луж он трогал лапой. Отражение дрожало.



^ Букашки в ромашках ([р], [л], [л']) Аквариум ([р], [р'], [л], [л'])

На крыше — ромашки. Вот в аквариуме рыбки —

В ромашках — букашки. Шаловливые улыбки.

Зачем же букашки Рыбки в крапинку, в горошек,

Залезли в ромашки? С плавниками, но без ножек.

Ведь если положим Есть в полоску, есть цветные,

Ромашки в кармашки, Черно-белые, любые.

То эти букашки

Залезут в рубашки.

^ Корова ([р], [р'], [л], [л'])

Нарисую я корову Пусть гуляет на пригорке,

Круторогу, черноброву. Ест траву из рук Егорки.

Я рога закрашу серым, Много дарит молока,

Бурым — бок, а ноги — белым. Сыра, масла, творога.





^ Отара ([р], [р'], [л']) Поросёнок ([р], [р'], [л], [л'])

Триста тридцать три барана Поросёнок говорит:

Шли на речку утром рано. «У меня живот болит.

Шерсть у них в колечки свита, Я отбросов съел с утра

Сострижёшь — и свяжешь свитер. Три корыта, три ведра.

Там морковка, и картошка,

^ Карась ([р], [л], [л']) И редисочки немножко,

Я под вербою в пруду Рис, перловка и горох —

Карася всегда найду У кишок переполох!

И скажу ему: «Дружище, Заурчали, заворчали!

Что ты в водорослях рыщешь? Я в расстройстве, я в печали.

Вылезай-ка на траву, — Видно, вредно есть с утра,

Карася я позову, — Повторю-ка с вечера!»

Или прыгай прямо в лодку —

Дам попробовать селёдку».

^ Чебурашкины мурашки ([р], [р'], [л], [л'])

По спине у Чебурашки Сыпанула три мурашки.

Так и бегают мурашки: Ах, как чешется она,

Знать, старуха Шапокляк Чебурашкина спина.

Пошутила страшно так — И мурашку за мурашкой

И за шиворот рубашки Ловит бедный Чебурашка.




Трамвай по рельсам дребезжит, ^ Трамвай ([р], [р‘], [л’]

Декабрьское ([р'], [л']) Земля под рельсами дрожит,

В декабре метели пели, Дрожат дома, в домах — хрусталь,

Прилетели свиристели. Грохочет громко рельсов сталь!

На рябине ночевали,

Всю её переклевали, Крот ([р], [л])

А за ними — снегири, Подружился с крысой крот,

Тридцать три и тридцать три. Проводил её в свой грот,

Дверь тихонько отвори — Накормил подругу он

Вот их сколько, посмотри! Виноградом и зерном,

Вечереет. На заре На прощанье дал ромашку,

Снова птицы во дворе. Чмокнул в серую мордашку.

Залетайте поскорей: Попрощался, стало грустно,

С вами зимы веселей! Крот уныло грыз капусту.

^ Компания ([р], [р'], [л])

На работе у Раисы

Вырос кустик барбариса.

А вот брат её Борис

Видел в парке кипарис.

А подруга их Лариса

Посадила три ириса.





^ Как птицы кота проучили ([р], [р’], [л], [л']) Про трёх червей ([р], [p'], [л], [л'])

Кот крадётся вдоль забора. Два румяных червяка

Этот кот — большой обжора. Поцарапали бока,

Переловит всех подряд: Вылезая спозаранку

Воробьёв и воронят, Из пустой консервной банки.

Снегирей, грачей, синиц. Третий друг в траве лежал —

Он — гроза и крыс, и птиц. Двух румяных поджидал.

Раз вороны сговорились — И отправились втроём

Проучить врага решились. Через рощу в водоём.

Налетели с трёх сторон — Там в пруду бока отмыли —

Нет отбоя от ворон. Прямо к рыбам угодили.

Всё в крови: и шерсть, и нос.

Кот бежит, задравши хвост.

С той поры он стал иной - ^ Радуга ([р], [р'], [л], [л'])

Птиц обходит стороной! Радуга яркая, радуга летняя,

Добрая память дождя.

Оркестр на пруду ([р], [р'], [л], [л']) Руки раскинула врозь семицветные,

К раку каракатица До горизонта дойдя.

На карете катится.

Только вечер наступает —

На гитаре рак играет. ^ Горный орёл ([р], [p’], [л], [л'])

У рояля стрекоза — Я рассвет встречаю

Изумрудные глаза. на вершинах горных,

Водомерка — первой скрипкой, Как и подобает

Дирижирует улитка, гордому орлу.

А солируют лягушки — Распахну я пару

Три зелёные подружки. крыльев сине-чёрных

И упругий ветер

^ Муравейник ([р], [р'], [л], [л']) грудью разорву.

В муравейнике под ивой Скоро, скоро солнце

Муравьи живут красиво. всё вокруг наполнит,

Дом их — сказочный дворец, И потухнет пламя

Каждый житель в нём боец. рыжего костра,

С детства учатся стрелять, А на остром крае

Охранять царицу-мать. пропасти бездонной

А царица не прядёт — Задрожит от страха

Яйца белые кладёт. юная трава.

Защищают муравьи

Яйца царские свои. ^ Дракон ([р] в стечениях согласных)

И живут в стране счастливой Дракон подрался с выдрой,

Во дворце под старой ивой. Из шкуры шерсть ей выдрал.

Как грустно выдре драной:

^ Шаровары у Варвары ([р], [р'], [л], [л']) Саднит у выдры рана.

Средний рыжий брат Егорка Прогоним мы дракона,

С младшим Ромой ехал с горки. Чьи нравы вне закона.

А у старшей их сестры Драчун просил прощенья,

Шаровары так пестры, Принёс ведро варенья.

Что рябит в глазах ребят, И выдра прослезилась,

И в сугроб они летят. С драконом помирилась.

И зачем сестра Варвара Дракон-драчун прощённый

Ходит в пёстрых шароварах? Играл с выдрёнком чёрным.

^ Чёрный кот и кошка Грета ([р], [р']) [л], [л'])

Чёрный-чёрный страшный кот Там лежит в полоске света,

Крался ночью у ворот. Жмуря глазки, кошка Грета.

В темноте горят глаза — Мышкам можно не дрожать,

Он мышей и крыс гроза. Крысам — смело вылезать:

Мыши в норах затряслись, Этой ночью страшный кот

Крысы в подпол забрались. На охоту не пойдёт.

Кот — стрелою под забор. Будет песни петь он Грете —

Впереди — огромный двор. Той, что краше всех на свете.



Гость


Гость
^ Лягушка и крокодил ([р], [р'1, [л], [л'])

Раз зелёный крокодил Столько грязи, просто страх!

На веранде наследил. Раз у вас такие зубы,

Лап своих не вытирая, Значит, можно быть и грубым?»

Он прошёл, хвостом играя, Крокодилова слеза

Прямо в комнату к лягушке — Набежала на глаза:

Крокодиловой подружке. «Извините, о лягушка,

Но лягушка возмутилась: Не лишайте вашей дружбы!»

«Это что же, ваша милость, Стал проказник очень мил

На персидских на коврах И слезами пол помыл.




^ 4. Стихи для автоматизации йотированных звуков


Ёжик с енотом

Ёжик ел под ёлкой яблоко с енотом,

А енот ежонка петь учил по нотам.

Распевал ежонок возле старой ели.

В такт весёлой песне ландыши звенели.

Весело зверюшкам на лесной опушке,

Где играли с ними и жучки, и мушки



^ Новогоднее Зайки на лужайке

Елена кружилась, как будто юла, На зелёной на лужайке

И жёлтая юбка, как солнце, плыла. Целый день играют зайки.

Елена под ёлкой кружилась и пела, Зайка зайку догоняй-ка,

А Юля сидела и яблоко ела. Зайка зайку запятнай-ка!

Когда же всё яблоко съела она, Зайки с мячиками скачут

То сразу варенье из ягод взяла. И за спинки мячик прячут.

И ела варенье, пока все сиденье Сколько зайцев, посчитай

Она не закапала этим вареньем. И, как зайцы, поиграй.


Ель

Стоит в лесу большая ель,

Олени кланяются ей

И просят: «Силы, ель, нам дай,

Ведь нам идти в такую даль,

И примем там, быть может, бой,

Снесём в бою от раны боль».

В ответ шумит густая ель:

«Вернитесь только поскорей!»

5. ^ Стихи для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

(шипящие исключены)

Сорока ([с], [с'], [з]) Стрекоза ([з], [з'], [с])

Всем сорока сорок раз На берёзе стрекоза —

Повторила свой рассказ, Изумрудные глаза.

Как гнездо в лесу свила, Тельце — словно бирюза,

Как яйцо в гнездо снесла. Крылья — светлая слеза.

«Стрекоза, а стрекоза!

Ты с берёзы-то слезай.

^ Рассвет ([с], [з]) А не то придёт гроза,

Солнце ясноглазое встало ото сна, Забодает, как коза».

А навстречу Зоренька, да красным-красна.

Но в леса тенистые не струится свет, ^ Грозные грозы ([з], [з'], [с])

Робко разгорается розовый рассвет. Всем цветам грозятся грозы:

Он румянит бледные лица у берёз, «Вас погубим мы с морозом».

И берёста светится от корней до кос. И трясутся в страхе розы,

Хризантемы и мимозы.

^ Сон-трава ([с], [с'], [з], [з']) Вернись, весна ([с], [с']) [з], [з'])

Всех замучила зевота, Весна, весна, вернись скорей, —

Песни петь нам неохота. Зима сурова для зверей.

Спят и мысли, и слова, — Пусть снег сойдёт, и злой мороз

Всех сморила сон-трава. Пусть не касается берёз.


Лиза ([з], [з'], [с])

Лиза свитер довязала Чтоб не злились вы, морозы.

И, надев его, сказала: Раз морозы — дети зим,

«Я вывязывала розы, Мы их розами сразим!»




^ Новый год ([с], [с'], [з], [з'])

Новый год проспал под ёлкою Долго тряс и звал по имени,

Лето, осень и весну, Да насилу растолкал.

Весь зарос её иголками, И по снегу по искристому

Закатился под сосну. К ним идёт сама Зима

Дед Мороз порою зимнею И со звёздами лучистыми

Еле соню отыскал, Новый год несёт в дома.




^ Сосны ([с]) Зебра ([з], [з'], [с], [с’])

Ласковым солнцем согреты, Зебра ногу занозила:

В острые иглы одеты, На змею как наступила,

Сосны стоят у скалы, А змея-то рассердилась,

Светятся глазки смолы. По земле-то зазмеилась.

Зебра сильно испугалась,

Сова ([с], [с'], [з], [з']) Через заросли помчалась.

Спит сова на старой ели — Много сучьев обломила

Все в лесу ей надоели. И занозу засадила.

Снег засыпал стайку сосен — Слёзы капают на землю.

Это вовсе вам не осень. Кто поможет этой зебре?

Знать, зима в права вступила,

Вот сова и загрустила.

(шипящие встречаются редко)

Лисьи сказки ([с], [с'], [з], [з']) Старый пёс ([с], [с'], [з], [ц])

Раз проведала лиса, Старый пёс суёт свой нос

Где свиная колбаса. В подошедший сена воз.

Старый сторож у сарая Сохло сено на лугу —

Смотрит в лес, с тоски зевая. Много запахов в стогу:

Но не дремлет молодой — Запах солнца, запах рос,

Гонит в лес лису долой. Красных листьев и стрекоз.

А лиса, хвостом играя,

С ходу сказку сочиняет,

Что танцуют в ста шагах ^ Зоопарк ([з])

Сто красавиц в жемчугах. В зоопарке жил бизон,

Кто подсмотрит танцы эти, Зайцы, змеи, зубр и слон.

Сможет вечно жить на свете... Козы, резвые, как кони,

Сторож, позабыв посты, Ели травку на газоне.

Смело ринулся в кусты, В клетке жили два дрозда

А лиса сквозь лес косматый И фазаны без гнезда.

Колбасу несёт лисятам!

^ 6. Стихи для автоматизации звука [ц]

Яйца птиц Синица

У лесных, у скрытных птиц «Что чирикаешь, синица?

На скорлупках их яиц Ты, наверно, хочешь пиццы?»

Много крапинок цветных — «Нет, — ответила синица. —

Не заметишь яйца их. Я б хотела научиться

И связать себе на спицах

Цыплёнок Lве большие рукавицы,

Был у курицы птенец — Чтобы, если вьюга злится

Бойкий жёлтый молодец. И пурга в лесу резвится,

Он цветы клевал спросонок Сунуть крылья и забыться.

И чирикал: «Я — цыплёнок! В рукавицах лето снится...»

А когда придёт пора,

Стану я царём двора!»

^ Про слона ([с], [с'], [з], [з'])

Старый серый мудрый слон «Покажи нам хоть Луну».

Был размером с небосклон. «Что же, спорить я не стану,

От детей и даже взрослых Лучше хоботом достану

Закрывал собою звёзды. Вам любую из планет,

Люди с просьбою к нему: Звёзд, комет или ракет».






Гость


Гость
Весеннее ([ц], [с])

Цветут акации цветы, Щебечут птицы звонко так,

И к солнцу тянутся листы. Что сердце бьётся песне в такт.

Цветов так много на кустах, Птенцов выводят из яиц

Целует солнце их в уста. И учат деток песням птиц.


Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения